ПОЛОЖЕНИЕ
об учебно - методическом объединении
государственного учреждения образования
«Запольская базовая школа Рогачёвского района»
1. Общее положение
Учебно-методические объединения (УМО) являются основным структурно-профессиональным подразделением УО, осуществляющим проведение образовательной, методической, исследовательско-экспериментальной работы по одному или нескольким учебным предметам.
УМО организуется при наличии трех и более педагогов по одному учебному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных учебных предметов.
Учителя, входящие в состав УМО, осуществляют подготовку учащихся по учебным предметам соответствующей образовательной области.
Образовательную, методическую и исследовательско-экспериментальную работу УМО осуществляет на основе настоящего положения, приказов и иных нормативных правовых документов Министерства образования и региональных органов управления образования, устава.
2. Цели и задачи деятельности учебно-методического объединения
УМО как структурное подразделение учреждения образования создается для решения определенных целей и задач:
1.удовлетворения потребностей обучающихся в нравственном, интеллектуальном и культурном развитии;
2. организации и проведения на высоком профессиональном уровне образовательной, методической и исследовательской работы по одной или нескольким родственным дисциплинам;
3. совершенствования методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения;
4. повышения педагогической квалификации педагогов;
5. проведения педагогических экспериментов;
6. организации и проведения работы по профессиональной ориентации выпускников и подготовки их к поступлению в учреждения высшего образования.
3. Основные направления деятельности учебно-методического объединения:
1. Анализ результатов образовательной деятельности по учебным предметам.
2. Участие в разработке вариативной части учебных планов, внесение изменений в требования к минимальному объему и содержанию учебных курсов.
3. Проведение открытых занятий и открытых внеклассных мероприятий по учебным предметам.
4. Обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания дидактических материалов к ним.
5. Рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля исследовательской работы учащихся.
6. Организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и внедрению новых технологий обучения.
7. Взаимные посещения занятий как внутри УМО, так и между педагогами различных методических формирований с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных предметов.
8. Совместные заседания с родственными методическими формированиями в целях изучения и обмена опытом работы.
9. Участие в разработке положений о проведении конкурсов, олимпиад по учебным предметам.
4. Организация работы учебно-методического объединения
Возглавляет УМО председатель, назначаемый директором УО из числа наиболее опытных и авторитетных педагогов по согласованию с членами УМО.
Работа УМО проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется председателем УМО при непосредственном участии педагогов, входящих в его состав, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с методическим советом и утверждается директором учреждения образования.
Заседания УМО проводятся не реже одного раза в четверть. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов разрабатываются рекомендации, которые фиксируются в протоколе. Протокол подписывается председателем УМО и секретарем. При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических формирований, на заседания приглашаются их руководители (педагоги).
5. Права и обязанности учебно-методического объединения
Учебно-методическое объединение имеет право:
· готовить предложения и рекомендовать педагогов для повышения квалификационной категории;
· выдвигать предложения об улучшении образовательного процесса;
· ставить вопрос перед администрацией о публикации материалов ППО, накопленного в УМО;
· ставить вопрос перед администрацией о поощрении педагогов учебно-методического объединения за высокие результаты профессионального труда;
· рекомендовать педагогам различные формы повышения квалификации;
· обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания, учащихся к руководству УО;
· вносить предложения по совершенствованию организации и содержанию аттестации педагогов;
· выдвигать от УМО педагогов для участия в конкурсах «Учитель года» и «Наш классный - самый классный»;
· рекомендовать педагогов к участию в органах управления УО.
Учебно-методическое объединение обязано:
· знать нормативные правовые документы Министерства образования, региональных управленческих структур по вопросам образования, воспитания и защиты прав обучаемых, организации образовательного процесса, методической работы;
· руководствоваться в своей работе настоящим положением;
· осуществлять работу в соответствии с утвержденным планом;
· нести ответственность за результаты и качество своей работы.
Обязанности председателя учебно-методического формирования
1. Разработка плана работы методического формирования на год.
2. Знакомство с работой вновь прибывших коллег, уровнем их профессиональной квалификации.
3. Проведение диагностики профессионального уровня педагогов.
4. Организация заседаний методического формирования.
5. Посещение учебных занятий коллег.
6. Организация профессионального взаимодействия, в том числе взаимопосещения и обсуждения открытых занятий коллег.
7. Оказание помощи молодым и малоопытным коллегам в разработке календарно-тематического планирования, отдельных учебных тем, уроков.
8. Обеспечение подготовки педагогов к прохождению аттестации.
9. Оказание помощи заместителю директора, методическому совету в сборе необходимых материалов по обобщению опыта работы педагога, члена методического формирования; непосредственно участие в обобщении ППО; пропаганда его идей.
10. Осуществление внутреннего контроля в рамках методической структуры.
11. Организационно-методическое сопровождение процесса освоения педагогами современных образовательных технологий, реализации инновационных проектов, исследовательско-экспериментальной работы.
12. Подготовка педагогов к участию в методических неделях, конкурсах.
13. Создание банка данных эффективного педагогического опыта коллег (ведение профессионального портфолио).
14. Составление аналитических отчетов о проделанной работе.
15. Ведение документации методического формирования, обеспечение ее качественного оформления.
Права членов методического формирования
Педагоги имеют право:
· на необходимые условия в учреждении образования, способствующие их личностно-профессиональному росту (демократизм в общении, наличие методического кабинета, лаборантской, читального зала в библиотеке, научно-методической литературы, возможность работать в компьютерном классе, пользоваться Интернетом, иметь по возможности методический день и др.);
· готовить предложения и рекомендовать педагогу повышать профессиональную категорию;
· инициировать вопросы администрации по совершенствованию образовательного процесса в учреждении образования; определять методы, методики, технологии проведения учебных занятий;
· рекомендовать коллегам различные формы повышения квалификации;
· вносить предложения по организации и содержанию аттестации педагогических кадров;
· обращаться за помощью к администрации, опытным коллегам по проблемам образовательного процесса;
· инициировать перед администрацией вопросы о стимулировании педагогов за достигнутые высокие показатели в работе;
· рекомендовать методическому совету изучить опыт работы своего коллеги;
· предлагать материалы из опыта работы для публикации в республиканской педагогической печати;
· вносить предложения по использованию различных форм внутреннего контроля в рамках методического формирования, по переводу творчески работающих педагогов на самоконтроль и др.
Направления деятельности УМО
Организационная работа включает:
-общую характеристику состава педагогов УМО (образование, стаж, категория, время прохождения аттестации, курсовое повышение квалификации, тема по самообразованию, участие в методической работе и др.);
-диагностику личностно-профессионального уровня педагогических кадров;
-планирование работы на определенный период;
-организацию работы по выполнению плана;
-подведение итогов работы педагогов за определенный период;
-ведение документации УМО.
Учебно-методическая работа включает:
-анализ результатов образовательного процесса;
-планирование различных видов деятельности по повышению квалификации педагогов;
-изучение нормативных правовых документов системы образования;
-совершенствование профессионально-педагогической культуры педагогов на основе их участия в организации и проведении различных методических мероприятий УМО, учреждения образования;
-коллективную разработку наиболее сложных тем учебной дисциплины, методику изучения определенных тем;
-написание рекомендаций для педагогов, учащихся, их законных представителей, касающихся вопросов образовательного процесса;
-диагностику качества знаний учащихся по предмету;
-апробацию новых методик, технологий образовательного процесса;
-проведение исследовательской работы;
-взаимопосещение учебных занятий;
-знакомство с ППО и его использование в деятельности педагогов УМО;
-подготовка учащихся к различным конкурсам, предметным олимпиадам;
-подготовка и проведение внеклассных мероприятий по учебным предметам.
Исходя из направлений деятельности УМО, разрабатывается план его работы.
План работы УМО на учебный год:
1. Тема, над которой работает УМО.
2. Цель и задачи деятельности УМО на определенный период.
3. Организационно-методическая работа в УМО.
4. Учебно-методическая работа в УМО.
5. Исследовательско-экспериментальная работа в УМО.
6. Совершенствование учебно-методической базы УМО.
Структура плана проведения конкретного заседания:
-дата проведения заседания УМО;
-тема заседания;
-цель заседания;
-задачи, которые должны быть решены в ходе совместной работы;
-форма проведения заседания;
-вопросы, выносимые на обсуждение;
-исполнители;
-предварительная работа;
-необходимые методические материалы;
-выход;
-используемая литература;
-этапы дальнейшей работы по итогам обсуждаемых вопросов.
Ход каждого заседания УМО протоколируется. В протоколе отражается процесс обсуждения вопроса, на основании чего соответственно даются конкретные адресные рекомендации педагогам.
Планирование работы УМО:
1. Работа УМО планируется исходя из требований государственных нормативных правовых документов системы общего среднего образования, общешкольной педагогической проблемы, профессионального уровня педагогов, их потребностей в творческом росте.
2. Цели и задачи УМО должны носить как теоретический, так и практический характер.
3. Заседания проводятся не реже одного раза в четверть.
4. Форма проведения заседания определяется его темой, целью и задачами, профессиональными интересами и возможностями педагогов.
5. Заседание предваряет подготовительная работа: изучение педагогами рекомендуемой литературы, практического опыта работы, разработка дидактических материалов, посещение учебных занятий, подготовка методических рекомендаций и др.
6. Учет принципа коллегиальности в планировании, подготовке и проведении заседаний.
Документация УМО:
1. Приказ директора о создании УМО.
2. Приказ о назначении на должность председателя УМО.
3. Положение об УМО.
4. Аналитические материалы по итогам работы УМО за предыдущие годы.
5. План работы на год.
6. Банк данных о педагогах УМО.
7. Перспективный план аттестации педагогов УМО, график прохождения аттестации в текущем году.
8. Перспективный план курсового повышения квалификации педагогов.
9. График проведения контрольных работ.
10. Учебные программы.
11. Календарно-тематическое планирование.
12. Материалы из опыта работы педагогов.
13. Протоколы заседаний УМО.
14. Материалы по итогам проведения внутреннего контроля, диагностические и другие рабочие материалы.
15. Планы проведения общешкольных методических мероприятий, за проведение которых отвечают педагоги УМО и др.