Уважаемые родители!
Самый счастливый день – это выходной, когда вся семья собирается вместе! Куда пойти с ребенком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. В каждой семье по-своему принято проводить выходные дни. Но в большинстве случаев, это выглядит так: мама с папой заняты своими делами, дети смотрят мультики или сидят за компьютером. Это не только плохо отражается на здоровье детей, но и оказывает отрицательное воздействие на детско-родительские отношения, между родителями и детьми теряется нить дружбы и доверия.
А ведь выходные можно проводить весело и с пользой для всей семьи. Совместное времяпрепровождение сплачивает семью, а также дает понять ребенку, насколько он важен для мамы и папы.
Учащимися Запольской базовой школы Рогачёвского района был составлен буклет-путеводитель по изучению исторических мест родного агрогордка Заполье.
Пионерский актив школы знакомит маленьких октябрят с буклет-путеводитель по изучению исторических мест родного агрогордка Заполье.
МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ
«По местам памяти героев, погибших во время войны»
Адрес нахождения: Республика Беларусь, Гомельская область, Рогачевский район, агрогородок Заполье
Рекомендованный возраст: от 4 лет
Цель: знакомство с историческим прошлым агрогородка Заполье в период Великой Отечественной Войны, знакомство с историей и значением памятников, посвященных этим событиям
Вид маршрута: пеший
Продолжительность: 1,5 – 2 часа
Оборудование для организации маршрута выходного дня: фотоаппарат, головные уборы, питьевая вода
Итоговый продукт: изготовление альбома «Вечная память героям» (фото, рисунки детей, описание памятников)
Территория Запольского сельского Совета граничит с районным центром города Рогачёв. Агрогородок Заполье – это красивейшее место в Рогачёвском районе. На окраине деревни находятся три озера: Лаптевское, Среднее и Святое. За деревней протекает река Добрица – это приток реки Друть. Но не только красотой, неповторимостью родной природы славится наша маленькая Родина, но и исторической памятью.
Предлагаем Вам посетить с детьми места памяти героев, погибших во время войны, с целью изучения истории родного края, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважительного отношения к старшему поколению, к солдатам и участникам боевых действий. Ведь для каждого из нас очень важно сохранить память о великих людях, совершивших воинские подвиги, не жалея себя ради спасения товарищей, спасения своей Родины, спасения сегодняшнего поколения!
Памятник «Погибшим войнам – землякам»
Адрес нахождения: Беларусь, Гомельская область, Рогачевский район, агрогородок Заполье, улица С.Кирова.
Описание: Давно отгремели залпы Победы в Великой Отечественной Войне, но как напоминание о тех кровавых событиях стоят по всей земле памятники. В каждом городе и в каждом селе то монумент, то скромный обелиск, напоминая нынешнему поколению, что ради жизни на земле, ради детей и внуков миллионы Советских людей отдали свои жизни.
В период Великой Отечественной войны деревня Заполье была сожжена дотла. Люди жили в построенных землянках, а те, кто мог держать оружие в руках, ушли на фронт. В начале деревни в 1969 году в память о не вернувшихся с войны, а их 274 сельчанина, был установлен памятник «Погибшим войнам – землякам». Захоронений здесь нет, но каждый, кто входит или въезжает в нашу деревню, может преклонить голову перед сельчанами, которые отдали свою жизнь за наше счастливое будущее.
В конце деревни с левой и правой стороны улицы С.Кирова находятся два захоронения воинов освобождавших территорию Запольского сельского Совета. Там покоится прах останков 469 солдат. Из них 400 известных (имена высечены на камне) и 69 неизвестных. Среди захороненных в братской могиле два героя Советского Союза младший лейтенант Дорохин Иван Никитич и старший сержант Приходько Петр Сергеевич, которые совершили свой подвиг во имя нашей счастливой жизни. Их героический подвиг будет жить в наших сердцах. Списки погибших занесены в книгу Памяти «Живые Вам бесконечно должны», которая хранится в Запольском сельском Совете.
Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком во время посещения памятника:
Перед тем как сообщите ребенку, куда вы отправляетесь:
расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест. Нужно объяснить ребенку, что там нельзя кричать, бегать, рвать цветы, а нужно вести себя спокойно. Это такое место, где люди минутой молчания благодарят погибших героев и чтут их память, возлагая приготовленные живые цветы.
При посещении памятника:
1. - Спросите у ребёнка, что он знает о Великой Отечественной войне;
- Расскажите, как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
- Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
- Расскажите ребёнку, что такое братская могила, кто захоронен в братской могиле.
- Обратите внимание ребёнка на внешний вид обелиска, на лица героев, высеченных в камне.
- Обратите внимание ребёнка на гранитную плиту с высеченными именами погибших воинов, предложите положить цветы.
- Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
2. Расскажите ребенку о войне.
В Беларуси практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то был и работал в тылу, чтобы обеспечить армию всем необходимым на фронте. В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины. Говорить с ребенком о войне нужно простым, понятным и доступным для него языком. Маленькому ребенку будет сложно переосмыслить большой объем информации, поэтому не надо стараться сразу рассказать ему о войне все.
О героизме и доблести воинов, о подвиге солдат и благодарности за мирное можно поговорить с ребёнком у памятника. Если в вашей семье были или еще живы фронтовики, обязательно расскажите о них ребенку. Если есть возможность, пусть ребенок сам пообщается с очевидцами того времени, узнает о той сложной жизни, страшной доле, которая выпала на их плечи. Покажите ребенку награды, которыми был награжден ваш родственник, поделитесь с ним воспоминаниями о том времени. Можно возложить цветы к памятнику и рассказать ребенку, с какой целью это делается, почтите память павших минутой молчания. Ребёнок должен знать, что все они защищали Родину (и его тоже) от фашизма. Такие беседы надолго останутся в его памяти.
3. Позже можно сводить ребенка в библиотеку и вместе выбрать книги о подвигах, битвах, блокадах, полководцах Великой отечественной войны, ориентируясь на возраст ребенка. В другой выходной день можно всей семьей посетить музей Великой Отечественной войны в г.Рогачёве или отправиться посмотреть технику и достопримечательности военной направленности. На ребенка это произведет неизгладимые впечатления и останется в его сердце надолго.
4. Какие вопросы задать ребенку:
- Кого можно назвать защитником Отечества?
- Что такое война?
- Нужна ли она на земле?
- Почему людям и всему живому нужен мир?
- Когда мы отмечаем День Победы над фашисткой Германией?
- Нужно ли людям помнить о войне?
- Как люди сохранили память о войне?
5. После обзорной экскурсии можно почитать стихотворения
Прошла война, ушла за поворот.
В чехлах стоят гвардейские знамена.
И жизнь, и время движется вперёд,
Отстали только двадцать миллионов.
Остались в поле брани навсегда,
Легли живой дорогою Победы
За нас легли, за тем, чтоб никогда
Нам этой боли в жизни не изведать
Много памятников в мире,
Сложно даже посчитать,
Их беречь нам с вами надо,
От вандалов защищать,
Об истории нам нужно
Чаще вспоминать, друзья,
Про культуру Беларуси
Забывать никак нельзя!
Историю ты должен помнить
И относиться к ней с теплом,
Хотя она бывает тёмной,
Но это память о былом.
6. Познакомить детей с пословицами о войне и мире:
- Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим!
- Дружно за мир стоять – войне не бывать!
- Мир строит, война разрушает.
- Миром дорожить – людям долго жить!
- Где мир, там и радость!
7. После можно посидеть на скамейках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть. И в это время поиграть!
Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»
Цель: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Правила игры: Взрослый описывает представителя одной из военных профессий, ребенок должен определить, кого загадал взрослый.
Загадки
Я на «тракторе» служу,
Только так, я вам скажу:
«Ведь прежде чем пахать мне пашню,
Я разверну сначала башню». (Танкист)
Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою … (Страну)
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было … (Войны)
Пальчиковая гимнастика «Барабан»
Левой, правой! (стучат по столу левой)
Левой, правой! (затем правой рукой)
На парад идет отряд («ходят» пальчиками по столу вперед-назад)
На парад идет отряд («ходят» пальчиками по столу вперед-назад)
Барабанщик очень рад.(ритмично стучат кулачками по столу)
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд!
«Бойцы-молодцы»
Пальцы эти-все бойцы (растопырить пальцы на обеих руках)
Удалые молодцы (сжать пальцы в кулак. Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу)
Два – больших и крепких малых.
И солдат в боях бывалых (приподнять два больших пальца)
Два гвардейца-храбреца (приподнять указательные пальцы)
Два – сметливых храбреца (приподнять средние пальцы)
Два – героя безымянных.
Но в работе очень рьяных (приподнять безымянные пальцы)
Два мизинца – коротышки (приподнять мизинцы)
Очень славные мальчишки! (хлопнуть ладонями по столу)
9. Примерные задания после завершения посещения памятника:
- Предложить своему ребёнку нарисовать то, что ему больше всего понравилось и запомнилось
- Сделать вместе с ребёнком поделку (букет цветов, танк или военную машину)